nistru (nistru) wrote,
nistru
nistru

Categories:

Терри Пратчетт и лабиринты Смерти.

Ну вот он и скончался – отмучился, наконец. Терри Пратчетт (1948 - 2015) современный английский писатель, автор серии романов, посвященных Плоскому миру. Этот мир действительно плоский – это диск, который покоится на спинах четырех слонов, которые стоят на спине огромной черепахи А’Туин, плывущей в межзвездном пространстве.

f4e993ad6f1257e7884b0e8ad6d042cfe5b2880c

Всего в активе писателя, около 40 романов о Плоском мире и его различных обитателях, и 75 миллионов проданных книг. Пратчетт нашел замечательную нишу, создав целое направление в литературе – пародийное фэнтази. В виду того, что обычное «серьезное и героическое» фэнтази всем уже давно надоело, автор создал мир, жители которого, предстают такими, какими большинство людей и являются в жизни. Не то чтобы, «не героями, а жуликами и прохвостами», но существами, испытывающими весь спектр человеческих чувств и эмоций. При этом, сам Терри Пратчетт, довольно снисходительно, хотя и ехидно относится к различным проявлениям человеческих слабостей, перенося в плоский мир, все проявления мира современного. От политики и религии, до социальных отношений, от эгоизма, алчности, ненависти до преданности и любви; от сдержанной вежливости и политкорректности, до безжалостной и беспощадной разнузданности. В своей выжегающе-доброй сатире, автор не остановился даже перед Ее Величеством Смертью. Точнее, его Величеством.

03

Смерти, писатель посвятил, целый подцикл романов и она, точнее он, предстает перед нами не в виде старухи с косой, а скелетом мужского рода. Но в том же капюшоне и с косой или мечом – в зависимости от объема работы. Более того, это интеллигентный скелет, у которого есть свой дом в надмирном пространстве, есть слуга, готовящий еду и есть огромный письменный стол, за которым Смерть работает, расплетая фантастические узлы человеческих судеб. На самом деле, Смерть, в книгах писателя, не является злом. Это некий помощник, задачей которого является разрубание призрачным мечом связи между душой и телом, в тот самый момент, когда в песочных часах судьбы, падает последняя песчинка. Песок, в часы судеб человеческих, насыпает не Смерть, хоть он и является их хранителем. Однако, если Смерть не оборвет жизнь человека в момент падения последней песчинки, человек останется призраком в мире живущих. Он будет жить так же, как и прежде, но мир, перестанет видеть его. Попытка-же обратить на себя чье-то внимание, вызовет недоумение и ужас, в глазах смотрящего, словно тот встретился с ожившим покойником. Поэтому Смерть является другом и помощником. Он прерывает жизнь, когда нити судеб обрываются и провожает душу человека в предназначенное тому место. Этот момент очень важен для Праттчета. Писатель сделал из Смерти, своего рода шамана-психопомпа. Бесконечно мудрого и всепонимающего. Однако, не брезгующего хорошенько поесть или выпить - о физиологических механизмах поглощения продуктов скелетом, автор демонстративно умалчивает.

02

Именно из-за своего отношения к Смерти, Терри Праттчет читается очень легко. Фактически, он выводит Смерть из области сакрального и ужасного и делает ее близкой и доступной – почти своей. Наиболее частый вопрос, который задают Смерти умершие: Что уже?!.. На что Смерть пожимает плечами и умерший со вздохом произносит, – Ну что-ж, пошли. Автор, часто использует этот прием в своих романах. В момент внезапной и насильственной смерти героя, в том самом месте, когда нужно в ужасе закрыть глаза руками, появляется сатирический эпизод встречи умершего со Смертью, развеивая мрачность происходящего. В своих книгах, Терри Праттчет, относится к смерти насмешливо, практически с презрением, свойственным всем настоящим атеистам. А именно так он себя и позиционирует. И умереть он собирался гордо глядя Смерти в глаза. Возможно, сатирический образ Смерти в романах автора, является своеобразным способом вытеснения собственного страха перед ней. Попыткой закрыть и переосмыслить ту пропасть, перед которой оказывается каждый настоящий атеист в конце жизни. Но Праттчет не смог.

В 2007 году писателю «поставили страшный диагноз». Болезнь Альцгеймера. Все бы ничего, но он стал терять память, завел себе помощника, чтобы набирать тексты романов на компьютере и поставил специальные программы, для распознавания речи. Однако, на этом писатель не остановился: «В тот момент, когда я не смогу больше писать, я покончу с собой.» - сказал Терри, в своем фильме, под названием «Выбирая смерть». Фильм посвящен проблеме эвтаназии. Более того, он стал активно пропагандировать эвтаназию и легализацию ее в Британии – сейчас англичанам приходится ездить в Швейцарию. В своем фильме, снятом для BBC, автор на черном фоне рассуждает о Смерти и о добровольном уходе из жизни. Кроме того, он встречается с несколькими людьми, которые тяжело больны и решили выбрать «ассистированный суицид».

Это тяжелый выбор, но герои фильма с подчеркнутой легкостью и с радостью делают его. За 10 тысяч фунтов в Швейцарии, где эвтаназия разрешена, в специальной клинике… Терри Праттчет, пытается придать фильму ту же легкость, которая скользит по его книгам, но это уже не выдуманный мир и Смерть не где-то там, она здесь, она рядом, она осязаема… Интервью производят довольно тягостное впечатление и несмотря на то, что автор все еще пытается шутить, видно, что настроение его все хуже и хуже. В конце, съемочная группа сопровождает одного из пациентов в клинику и проводит с ним несколько последних дней. В кадре консультация с «лечащим врачом», решающим стоит или нет идти на самоубийство, имитация принятия яда бокалом шампанского – чтобы после не было накладок, и наконец сам процесс суицида. Больше всего понравился разговор с «врачом». Терри задает ей вопрос:

– Ну тяжелые заболевания, это понятно, а как быть с альцгеймером? Я же не страдаю? - Ну что вы, - всплеснула руками врач! Это вы физически не страдаете, а духовно, еще как страдаете! Конечно, конечно, вы можете обратиться к нам!.. Только имейте в виду, с альгеймером есть небольшая проблема – вы можете упустить тот момент, когда сможете принять решение!.. (типа – поторопитесь, а то умрете и не успеете нам деньги отдать.)

Небольшой двухэтажный домик в промышленной зоне, неподалеку от Цюриха. Центр Dignitas. Рядом возвышается огромная стена какого-то завода, за домом небольшой участок с газоном, каменными дорожками и, почему-то, звездой Давида выложенной на газоне. И это несмотря на то, что швейцарский юрист Людвиг Минелли, основатель центра, тоже позиционирует себя атеистом. Хмуро. Низкие облака. Идет мелкий моросящий дождь, на улице холодно и место до крайности унылое. Словно, где-то в Капотне, рядом с нефтеперегонным заводом. Пациент принимает сначала одно лекарство, для лучшего усвоения яда и спустя некоторое время другое. Он шутит по поводу вкуса яда, съедает конфетку, потом у него начинается жар, он просит воды, но ему говорят, что нельзя. Ему уже нельзя, он больше не является частью этого мира. Довольно жуткий момент, и для окружающих и для самого человека, когда понимаешь, что это не шутка и ты на самом деле умираешь, и отменить это уже нельзя. И воду тебе не дадут, потому что деньги уже уплочены. Смерть - значит смерть. Он начинает хрипеть…

Terry-Pratchett-Choosing-To-Die-Author-JrCherNik.ru_

Камера обращается к Терри Праттчету. Тот стоит в тихом ужасе. Дрожащим голосом, он говорит на камеру что-то о британских женщинах, которые не плачут – умершего сопровождает жена, говорит о собственных ощущениях, но по нему видно, что он впервые осознал, что на самом деле означает покончить с собой. И писатель не просто понял это, он понял что скоро ему самому придется сесть в это кресло, ибо своим фильмом он «вписался» и отмазаться уже не получится… Это могучее течение, в которое он внезапно попал и теперь оно тащит и тащит его все дальше, пока не бросит раздетым на холодный стол крематория… И не за что ему зацепиться. Вероятно поэтому, после фильма, вышедшего четыре года назад – Терри Праттчет, стал с удвоенной силой работать над своими романами и бороться с болезнью – только бы оно как-нибудь «само, своим ходом», только-бы снова не оказаться в этом гнилом и гнетущем месте, выходом из которого является смерть…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments