nistru (nistru) wrote,
nistru
nistru

Category:

Христианская церковь и церковь саентологии?!..

Довольно любопытное видео – саентология с точки зрения христианства. Вроде все нормально – сидят в студии люди, общаются и сравнивают саентологию с православием. С одной стороны православный священник в рясе и с деревянным крестом на груди, а с другой – два саентолога. Речь священника – мягкая и дружелюбная, саентологи постепенно оттаивают и начинают отвечать на вопросы душевно и с теплотой в голосе. И чем теплее и радостнее становится в студии, тем сильнее чувствуется подстава…



На самом деле интервью было записано в рамках программы «С христианской точки зрения», выходящей на радио «Свобода».  Ее ведущий - священник Яков Кротов, является известным либеральным публицистом и историком. Официально, РПЦ не признает его священником, ибо рукоположен в сан он был епископом Апостольской неканонической православной церкви. (Это наследница той самой катакомбной церкви, члены которой не принимая реформы патриарха Сергия и не признавая власти большевиков, «ушли в подполье».) Однако, в течении всего интервью, складывается впечатление, что ведущий говорит именно от лица Русской Православной Церкви, что вводит зрителя в заблуждение. Дело в том, что представители Апостольской неканонической православной церкви, до сих пор находятся в жесткой оппозиции к РПЦ, считая последнюю, продавшейся Диаволу (лице государственной власти).



Указание на приверженность отца Якова либеральным идеям, проявляется уже в начале интервью, где он произносит фразу про «приключения саентологов в стране большевиков». ( См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%EE%F2%EE%E2,_%DF%EA%EE%E2_%C3%E0%E2%F0%E8%EB%EE%E2%E8%F7)

Будучи учеником либерального и трагически погибшего священника Александра Меня, Яков был близок к грекокатолической (униатской) форме православия. Кроме того, в настоящее время он является священником Украинской автокефальной православной церкви обновленной (УАПЦ-О – автокефальная означает независимая ни от какого патриархата). Эта синтетическая организация не имеющая апостольского преемства была создана украинскими националистами в 20-х годах прошлого столетия, а в 40-х годах, поддержанная фашистами, для внесения раскола в РПЦ и постепенного перехода подчиненных народов к униатству. С точки зрения не сведущего человека разница не велика, но если капнуть немного глубже, сей факт означает довольно много. Фактически, УАПЦ отражает интересы радикального крыла западно-украинских националистов, что автоматически предполагает ненависть не только к Русской православной церкви, но также и ко всему русскому. В настоящее время, УАПЦ считает себя либеральной и обновленческой церковью, гибкой и открытой веяниям нового времени. Однако обновление непременно повлечет за собой разрушение традиционной православной культуры и последующую смену целей и смысла существования православия, как такового. То есть приведет к той самой цели, которую поставили ей в свое время еще фашисты. Дальнейший ход беседы следует анализировать исходя именно из этих положений. Кроме того, необходимо принять во внимание, что свободная радиостанция «Радио Свобода», финансируется конгрессом США, а значит является пропагандистским анти-российским органом влияния.

Складывается впечатление, что главной целью данного интервью является не анализ саентологии с точки зрения христианства, а обоснование их абсолютной идентичности. Ведя диалог с саентологами, отец Яков, постоянно соглашается с ними. Задает «коварные» вопросы, на которые тут же сам и отвечает. Если же ответчики путаются в показаниях, батюшка тут же задает другой более легкий вопрос, совершенно забыв о вопросе первом. И вроде как вопрос прозвучал и в то же время, удалось избежать скользких тем. И так на протяжении всего диалога. Кроме того, в своих сравнениях христианства и саентологии Яков Гаврилович, делает акцент вовсе не на сущность, а на внешнюю форму культа, сводя сложные религиозные вопросы к анекдоту:

- Я уже полгода пользуюсь Фейри, но так и не смогла удалить жир с живота и бедер!..
- Вот видишь! А я пользуюсь Досей и также никакого эффекта! А если нет разницы, зачем платить больше?!..

И безусловно, в своих сравнениях батюшка прав! С точки зрения светского религиоведа, все религиозные культы строятся по одному и тому же сценарию. Люди существа довольно консервативные и несмотря на надвигающийся постмодерн, выстраивают любые социальные организации по жесткой иерархической схеме. Во главе лидер, который оставляет после себя тексты или устные откровения, вокруг которого собирается круг приближенных и далее широкий круг верующих. Точно также выстраиваются светские организации и культы деструктивные, причем степень их деструктивности определяется степенью подавления личности неофита лидером движения или группой приближенных к нему лиц. Все это позволяет Якову Гавриловичу проводить сравнение совершенно различных по своей природе структур – православия и саентологии. При этом, будучи светской организацией саентологи пытаются представить себя как организацию религиозную – Саентологическую Церковь. Реальной целью подобного превращения является стремление избежать налогового бремени, доказательством чего можно назвать многочисленные судебные иски со стороны правительств различных стран и в первую очередь США.

Однако, по порядку. Одним из сходств саентологии с христианством, а точнее с православием, отец Яков считает использование собственного внутрицерковного языка. Мол, ваш Рон Хаббард изобрел особый язык, точно так же как и мы в православии и тоже также как и святые отцы прошлого, Хаббард использует греческие термины, например, тета вместо души.
Не боитесь ли вы быть не понятыми? - спрашивает Яков Гаврилович у саентологов? Ответ банален и сводится к тому, что надо знать меру, а свой язык появился потому что Рон Хаббард ходил в неизведанных доселе областях духа, и наблюдал феномены, которые не имели своих названий.

Здесь следует отметить, что использование собственного религиозного языка, является одним из условий существования любой религиозной системы. Собственный язык позволяет отделить последователей того или иного учения, от остального мира, заставляя неофитов мыслить в терминах и конструкциях данной религиозной системы. Создает своеобразную лингвистическую стену, которая с одной стороны, не пропускает посторонних, а с другой возвышает общину над остальным, профанным миром, превращая ее членов в «избранных».

Православие является системой открытой и не требует от верующего, обязательного знания церковнославянского языка. Более того, большая часть заимствованных православием слов уже прочно вошла в повседневный русский язык и принадлежность верующего к православию, вовсе не исключает человека из русской культуры. В саентологии напротив, знание внутреннего языка обязательно, иначе, новообращенный просто не поймет о чем идет речь. И чем глубже происходит погружение в этот мир, тем прочнее выстраивается стена между саентологом и культурной средой в которой он существует. Стремление к подобному обособлению, говорит в первую очередь об агрессивном навязывании неофиту определенной картины мира, что характеризует именно деструктивные культы. Вместе с языком, человек приобретает совершенно иные культурные коды и цели, исключая себя из окружающей культурной среды. Вероятно поэтому многие люди сталкиваясь с саентологами обращают внимание на то, что последние отстраненные и словно не живые – как будто механические куклы. При этом, нельзя не отметить, что «глубокий символизм» языка Р. Хаббарда, связанный с его «новейшими исследованиями» полностью искусственен и вторичен. Как и сами «исследования», впрочем.

Другим чудесным высказыванием Якова Гавриловича, является критика исповеди, на фоне позитивного разговора о саентологическом одитинге. Отец Яков, приводит слова священника Александра Шмемана, о том, что последний считает себя плохим священником и плохим психотерапевтом. И не только себя, но и весь остальной институт церковной исповеди. Фактически, отец Яков не просто проводит сопоставление исповеди и одитинга, одитинг представляется как более конструктивный и глубокий ритуал. Во всяком случае ни в чем не уступающий исповеди. Следует отметить, что данное сравнение совершенно некорректно. Здесь обыгрывается старая критика в адрес христианства идущая еще от французских просветителей, если не раньше: «Не согрешишь – не покаешься!» Безусловно, со временем, исповедь может превратиться в рутину и здесь задачей священника является сохранение религиозного трепета, свойственного новообращенным. Но если священник снисходительно говорит о низкой эффективности исповеди и сомневается в самой эффективности ритуала, то может быть он зря пошел в священники?..

Исповедь в первую очередь, является глубоко духовной практикой приобщения к сакральному. Общением человека с Богом, посредством священника, который в данном случае играет роль проводника Святого Духа. И во многом, именно от личности священника зависит, насколько глубоким будет погружение человека в сакральное. Но даже будучи превращенной в рутинное действие, исповедь имеет хорошую психотерапевтическую основу, снимающую внутренние противоречия человека. Пробуждает в нем чувство сопричастности. И этому посвящено не одно исследование. Саентологический одитинг, совершенно не несет в себе духовного заряда. Это именно психопрактика, позволяющая преодолевать «реактивный ум» - последствия негативных переживаний хранящиеся в подсознании. Однако, судя по словам и по общению с самими саентологами, негативные «инграммы» навсегда удаленные в процессе одитинга, через некоторое время, снова и снова проявляют себя. Что является прекрасным поводом, для бесконечного выстраивания причин и возвращения к пройденному. Саентологи называют одитинг религиозным актом, но по сути это одна из техник, воздействия на психику человека, коих множество в современной психологии и ноги которой безусловно растут от старика Фрейда. Сравнивать одитинг с исповедью, да еще таким образом, как это сделал товарищ Кротов, все равно, что представить православие голым набором устаревших психотехник, для воздействия на сознание человека. Впрочем, такой подход вполне в стиле УАПЦ(О).

Помимо этого, Яков Гаврилович, мягко журит сантологов за регистрацию своих «святых текстов» и символов, как товарных знаков, при этом тут же оправдывая их тем, что РПЦ, также регистрирует свои реликвии как товарные знаки. Яков приводит в пример крест святой Ефросиньи Полоцкой – утерянном символе белорусского православия. Гости студии тут же начинают говорить о защите вероучения от искажений, что было время, когда недоброжелатели пытались украсть и присвоить творчество Хаббарда… Ну понятно, парирует Яков Гаврилович – вы ведете себя точно также как и святые отцы ранней христианской церкви, которые на вселенских соборах, узаконили Символ Веры на государственном уровне. Хорошее сопоставление – Хаббард и Святые Отцы… Однако, Яков Гаврилович и его собеседники лукавят. Понятно, что каждая религиозная структура стремится защитить собственные символы от продажи, надругательств и искажений. Однако, учитывая, что саентологи, регистрируют как товарные знаки не только ВСЕ свои символы и знаки тотально, но также и все материалы и проповеди, дискуссия становится несколько комичной. А если еще учесть, что защитить свои материалы и символы они на самом деле хотят не от искажений, а от незаконного тиражирования, то есть пиратства, ситуация принимает совершенно иной характер. Это все равно, что сравнивать православие и какой-нибудь бизнес проект вроде МММ.

Чуть позже, когда саентологи начинают говорить о сущности своего учения, о том, что в человеке есть внутреннее очень хорошее духовное существо, которому саентология помогает раскрыть все свои способности, познать самого себя, Яков Гаврилович восторженно парирует, что – «по вашим описаниям я и сам оказываюсь саентологом». И что люди идут в православие, как раз для того, чтобы получить совет стать лучше, просветиться!

Сомнительное сопоставление. Например, стать лучше и просветиться, у ваххабитов, означает убить неверного. И чем больше, тем лучше. А у тех же саентологов, стать лучше, значит стать независимым от любых социальных или моральных ограничений, в том числе и от богов. Кажется, Яков Гаврилович немного поторопился, причисляя себя к саентологам или отрицание Бога также укладывается в канву либеральных взглядов УАПЦ(О)!?.. Фраза интервьюируемых о том, что «по последним независимым исследованиям» 90 процентов саентологов верят в Бога, вовсе не означает, что они верят в того же самого Бога, что и христиане. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что  в саентологии нет единства вероучения в отношении какого-то определенного Бога. На что, кстати им указывают государственные органы, при попытках зарегистрироваться в качестве религиозной организации. В ответ, саентологи говорят о некоем едином Боге, проявляющемся под разными именами в разных культурах. Можно сказать, что призыв саентологов к неофитам звучит так: Приходи сам и приводи своего Бога – Будду, Алаха, Иисуса Христа и пр!.. Однако, это на внешнем уровне. Дальше начинается искажение. Со временем, тот неведомый и абстрактный Бог, постепенно начинает проявляться через эзотерический хлам из книжек Рона Хаббарда. И этот образ прямо перечеркивает христианство. Так, промежуточной целью саентологического моста, является достижение уровня ОТ1 – Уровня оперирующего тетана, на котором способности человека начинают превосходить способности Иисуса Христа. То есть, человек получает способность излечивать болезни, изгонять демонов, поднимать мертвых и видеть иные миры. Вообще, Иисус ребенок, по сравнению с ОТ1! Не говоря уже про ОТ8 или ОТ16!

Что это за Бог в которого верят саентологи, история умалчивает – говорят истинное имя Его открывается по секрету лишь на самых высших уровнях посвящения. Однако может быть это всего лишь миф и никакого имени у него нет, как нет и самого Бога?.. Реальностью является то, что сам Л. Р. Хаббард в свое время, был в приятельских отношениях с неким Парсонсом, который возглавлял американский филиал  Ordo Templi Orientis, Алистера Кроули. Они вместе занимались магией сражаясь с некими сущностями материализовывающимися в реальном мире, а также пытались воспроизвести на земле Вавилонскую блудницу с помощью специально обученной женщины. И далее, с ее помощью произвести на свет Дитя Луны. С помощью себя, ритуалов, необычной женщины и секса, как велел это делать Алистер Кроули в романе “Дитя Луны”. В романе, мессией Кроули был Антихрист, который должен был прийти на землю и свергнуть христианство. Сам Кроули, узнав о попытках, Хаббарда и Парсонса зачать черного Мессию, заметил, что не находит себе места от идиотизма этих мужланов. Уже позже, после того, как  Хаббард и Парсонс разругались, на почве того, что первый увел у Парсонса женщину и 20000 долларов, Хаббард начал создавать саентологию, опираясь на психоанализ и стремясь оживить древние или придуманные им самим магические ритуалы и культы.
Однако, обо всем этом пишет упомянутый в интервью антикультист Дворкин, а значит к нашим героям совершенно не имеет никакого отношения!

Продолжая тему интервью, ответчикам был задан вопрос о социальной работе саентологов. Прямо в точку! Ответом было, что саентология проводит большую работу – борьба с наркотиками, популяризация прав человека, движение добровольных священников в местах катастроф и другие кампании. При этом проводится параллель с православием, где также принято помогать ближнему. Про борьбу с наркотиками и Нарканон, даже не хочется писать в силу изначальной бредовости всей затеи – однако, оптовые поставки дорогих витаминов, чем не статья доходов? Добровольные священники в местах катастроф, также известны тем, что в развитых странах их перестают и близко подпускать к катастрофам, потому что вместо помощи человеку в кризисной ситуации, они начинают проповедывать светлое будущее в церкви саентологии… Ну какие тут могут быть параллели с православием?!..

Здесь батюшка не удержался и задал гостям студии, вопрос об упреках в любви к деньгам, который совершенно не застал ответчиков врасплох. Дело в том, что «люди которые акцентированы на денежном вопросе изначально не заинтересованы в объективности, и любая церковь тем или иным образом поддерживается прихожанами.» Кроме того, у саентологов «нет никакой нормы и все пожертвования добровольны.» И это на самом деле правда! В том, что касается пожертвований. Здесь сразу возникает образ: молодой «саентологический священник» с ящиком для пожертвований на груди, к которому подходит бабушка-прихожанка и кидает в коробку 5 рублей… Однако, слова о том, что в Церкви Саентологии нет расценок за прохождение обучения не совсем искренние. Помимо пожертвований, в церкви саентологии, существует четкая система денежных взаимоотношений. Конечно, по словам ответчиков любой человек может совершенно бесплатно прийти на «воскресную службу», почитать литературу в библиотеке и посетить НЕКОТОРЫЕ общинные семинары. Но само построение фразы автоматически означает, что все остальные мероприятия в саентологии платные. А учитывая, что «воскресные проповеди» и «общинные семинары» проводятся с единственной целью - убедить человека в исцеляющей роли прохождения саентологического Моста, ответ саентологов и вовсе оказывается издевкой. К слову, саентологическим мостом, называется последовательность из нескольких десятков ступеней, нацеленных на изменение и развитие человеческой личности. Мостом, данную последовательность ступеней предложил называть сам Р. Хаббард. Таким образом, прохождение по саентологическому мосту, является ключевой практикой саентологов и практикой платной. Точнее, саентология это и есть этот самый мост. «Самостоятельная работа с литературой» без моста абсурдна.

Пытаясь смягчить тему денег, Яков Гаврилович, шутя спрашивает про огромные расценки на разных ступенях посвящения. И тут же получает ответ – что да – среди антикультистов ходят упорные слухи о миллионах и миллиардах, но это всего лишь слухи и научного подтверждения этому нет. То есть, вместо ответа на вопрос, платное ли у вас обучение, ответ выглядит так – научных доказательств этому нет… Хочется спросить – а вы вообще к кому сейчас обращаетесь, молодые люди?.. На самом деле, саентологи конечно правы, никаких миллионов там нет, ибо по слухам, обучение за каждую ступень составляет от 100 – 200 долларов и выше, до десятков тысяч в зависимости от ступени. Кроме того, правы они еще и в том, что для некоторых людей прохождение по мосту оказывается совершенно бесплатным! Достаточно заключить с организацией контракт на миллиард лет и работать в системе саентологии, выполняя функции добровольных священников, переводчиков, волонтеров, уборщиков и пр. И за это послушника время от времени будут «бесплатно» одитировать, проводя по ступеням вверх. Но это только в том случае, если он будет правильно себя вести, не нарушая крайне жесткий кодекс организации. Однако, стоит человеку расторгнуть контракт и попроситься на свободу, как ему могут предъявить иск на всю стоимость его обучения, в суде. Мало у кого хватит денег расплатиться.

И здесь, следует еще упомянуть любопытные рассуждения саентологов, про философию обмена. Оправдывая финансовые притязания саентологов, Яков Гаврилович задумчиво замечает, а ведь даже Александр Мень брал деньги с прихожан за свои лекции – не наживы ради, а чтобы знание не доставалось слишком легко. Якова тут же поддерживают саентологи добавляя, что на самом деле они не берут деньги просто так, а за деньги они многое отдают. Это нечто вроде философии обмена – в которой исходящий поток гораздо более нравственный, нежели входящий…

И наконец, последний эпизод интервью. На вопрос отца Якова существует ли у саентологов жесткая вертиклаь власти, они почему-то начинают отвечать, что не признают термин тоталитарная секта и этот термин вообще не употребляется в религиоведении. То, что данное сочетание почти не употребляется в религиоведении, как написал об этом Игорь Яковлевич Кантеров в своей статье, вовсе не означает, что явления не существует. Просто Игорь Яковлевич будучи атеистом, рассматривает начальный период формирования любой религии, как сектантский период, характеризующийся крайней жесткостью и непримиримостью. Со временем, степень тоталитаризма снижается и секта превращается в религию. Либо самоуничтожается, заодно уничтожая и своих членов. Что же касается самого слова секта, то оно безусловно существует и активно используется в религиоведении, а о степени деструктивности организации, мы можем судить по рассказам людей вышедших из нее. И это будет совершенно научное заключение, попадающее под категорию «полевые исследования». Намеки на то, что если какой-то информации нет в книгах Р. Хаббарда, то этого нет и в учении, довольно забавны. Во-первых, у саентолгов существует огромное количество закрытых внутренних инструкций, которые часто бывают не доступны религиоведам, а во-вторых, в научном обиходе есть такое понятие, как устная традиция и не принимать во внимание возможность ее существования совершенно непрофессионально. Когда речь дошла до слов о том, что сложно представить человека более свободного нежели саентолог, вспомнилась книжка «Семь лет среди тэтанов» некоего Олега Матвеева. Автор в течении семи лет,  был активным членом саентологической церкви, однако не выдержав чрезмерной свободы со скандалом покинул ее ряды. В кратце, вся структура саентологической церкви построена на подавлении личности и личностных свобод вплоть до того, что человек должен постоянно доносить не только на своих товарищей, но также и на самого себя. То есть, абсолютное подавление и подчинение воли. Иначе, он будет объявлен недостойным продвижения по мосту, а если будет упорствовать то станет ПИНом. Потенциальным источником неприятностей – это все равно, что отлучение от церкви. Не очень понятно, как в обстановке тотального диктата, можно бороться с внутренними комплексами  и заниматься развитием собственной личности?!..

Слушая интервью, невольно поражаешься лукавству Якова Кротова. Ну саентологи понятно – им предписано врать самим Хаббардом, но Яков, он же православный, хоть и раскольник. Батюшка не просто соглашается с саентологами и оправдывает их, по сути, он пытается размыть православную культуру, активно возрождающуюся в России. Яков Гаврилович умный человек и прекрасно представляет, что это за организация на самом деле. Именно поэтому соглашаясь с ними, он постоянно делает оговорку, давая оценку не от себя, а ссылаясь на ответчиков: «То как Вы представляете саентологию, это уже православие»! Яков словно хочет сказать своим оппонентам: раз вы так говорите, значит так оно и есть!  То есть, никакого намека на критическую оценку слов говорящих. Это позволяет батюшке сделать далеко идущие выводы, о том, что  раз «православие саентологии не мешает», значит и православным саентология мешать не должна. Мол и те и другие стремятся к свободе, а где начинается свобода, там начинается вера. (С последним кстати, сложно согласиться, ибо вера начинается задолго до появления свободы. Более того, вера и возникает когда свобода исчезает). И наконец, в либеральном задоре батюшка не выдерживает и добавляет, что православным необходимо забрать у саентологов одитинг, чтобы научиться лучше друг друга слышать. И здесь он конечно же имеет в виду непримиримую позицию РПЦ по отношению к себе и прочим раскольникам вроде Апостольской неканонической православной церкви или УАПЦ (О). И вот возвращаясь  к нашему анекдоту, вся беседа «православного священника» с саентологами сводится к мысли, что на самом деле совершенно не важно, во что верить. Что православие совершенно идентично саентологии и нисколько ей не противоречит, что и те и другие преследуют общие цели. И более того, саентология как «наука» способна гораздо сильнее духовно обогатить человека…


Если бы это не был Яков Кротов на радио Свобода, а обычный священник, возникло бы естественное предположение, что саентологи просто дали ему денег. Но деньги батюшке дают совсем другие люди. И вовсе не за пропаганду саентологии, а за разрушение православной культуры и в том числе РПЦ, как института. Разрушение ведется, посредством идеализации и популяризации различных религиозных течений, деструктивных культов и сект, под видом экуменизма и демократизации общества. Это размывает религиозную культуру, отрывая от нее человека и выстраивая в обществе, негативное отношение к религии. Подобный разрыв в последствии ведет к потере человеком своей национальной идентичности, которая в России прочно связана с православием. А следовательно и к уничтожению государства.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments